В минувшую пятницу, 22 марта, менее чем за месяц до старта чемпионата мира в Корее, сборная команда России по параолимпийскому хоккею-следж провела в Петербурге показательный матч. После игры главный тренер нашей сборной Сергей Самойлов рассказал «Фонтанке» о том, как правильно ставить цели, и том, что мешает ребятам с ограниченными возможностями выйти на лед.

- Сергей Александрович, совсем недавно завершился чемпионат России по хоккею-следж. Ханты-Мансийск выиграл, но какова тенденция в целом по регионам? Какие команды выглядят наиболее перспективно?

- Тенденция не меняется, в российском следж-хоккее существует «большая четверка»: московская команда «Белые медведи», команда «Удмуртия», команда из Ханты-Мансийска и подмосковный «Феникс». Эта «большая четверка» ежегодно претендует на призовые места в чемпионате и является основным поставщиком игроков в сборную команду России. Дело в том, что в нашей стране мы развивали следж-хоккей практически с нуля. Не было опыта ни организационного, ни методологического. Сначала я разместил на сайте Параолимпийского комитета России и Федерации спорта лиц с ПОДА информацию о том, что сборная команда России набирает игроков. В 2009 году я ездил по регионам, был в Ижевске, в Екатеринбурге, в Ханты-Мансийске, в августе 2009 года посетил Спартакиаду инвалидов в Московской области, где предлагал ребятам заняться этим видом спорта. Многие откликнулись. Президент Параолимпийского комитета России Владимир Петрович Лукин написал 17 писем руководителям регионов с предложением создать команды, отделения в детских спортивных школах для развития следж-хоккея. В 2009 году на это предложение откликнулись только Москва, Московская область, Удмуртия и Ханты-Мансийск. Сейчас уже участвуют Владивосток и вторая команда из Московской области – «Мытищи».

- Какие перспективы у команды из Владивостока?

- Эта команда создана недавно. Я был во Владивостоке в конце 2011 года, чтобы помочь в ее организации и проведении мастер-классов. Дело в том, что создать команду в регионе – это не так просто. Существуют организационные проблемы, необходимо регулярное финансирование, требуются человеческие ресурсы, тренеры и многое-многое другое. Пока что эта система не сложилась, инфраструктура не очень развита, а все это препятствует быстрому развитию команды за короткий период времени. Но все-таки команда уже есть, есть руководящие органы, есть ребята, которые готовы заниматься следж-хоккеем. Они уже дважды приезжали для участия в чемпионате страны. В октябре они участвовали в первом этапе чемпионата России на нашей базе в Алексине, сейчас участвовали в финале чемпионата страны в Сочи, на стадионе «Шайба», на котором будут проводиться Параолимпийские игры в 2014 году.

- Как человек, будучи инвалидом и проживая, например, в Петербурге, может заняться хоккеем-следж? Что для этого ему необходимо сделать?

- Например, Алексей Лысов, играющий под вторым номером в нашей сборной, из Петербурга. Здесь перспектив заниматься не было, команды нет, и он уехал в Ижевск защищать спортивную честь Удмуртии.

- Сейчас те, кто хочет играть в следж-хоккей, большей частью вас сами находят?

- В регионах это возможно при условии, если уже что-то организовано: есть тренер, проходят тренировки, куда они могут приехать. Ребятам должны предоставить спортивную форму, те же сани, остальное хоккейное снаряжение. Но большинство игроков, которые все-таки приходят в наш вид спорта, остаются и продолжают заниматься.

- Почему, как вам кажется, в Петербурге мало перспектив для таких спортсменов?

- Из-за инерции чиновников и руководителей города и области. В свое время президентом Параолимпийского комитета России Владимиром Лукиным было написано письмо еще на имя Валентины Матвиенко с предложением создать команду и развивать следж-хоккей. Ответ поступил за подписью главы комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Вячеслава Чазова, что достаточно вертикального хоккея. Ребята, которые нуждаются в занятиях спортом, остались за пределами этих возможностей, поэтому сейчас мы опять возвращаемся к этому вопросу. Мы опять говорили о создании команды по следж-хоккею здесь, в Петербурге, чтобы она в декабре уже приняла участие в первом этапе чемпионата России, тем более есть командообразующий игрок – Алексей Лысов. Есть другие ребята, инвалиды-спортсмены, которые готовы этим заняться. Из вертикального хоккея тоже нужно приглашать сюда игроков. Но для этого необходимо финансирование и решение организационных вопросов.

- Я правильно понимаю, что поддержка идет в основном на федеральном уровне, а на региональном постоянно приходится всего добиваться?

- Совершенно верно. Федеральные руководители пишут в регионы призывы, просьбы, предложения, а на региональном уровне, в частности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отвечают, как я уже говорил, что «у нас есть вертикальный хоккей, нам этого достаточно». Сейчас у города есть прекрасная возможность создать новую команду, есть ребята, которые готовы за короткий период времени освоить этот вид спорта и защищать спортивную честь Санкт-Петербурга на чемпионате страны.

- Кто вас все-таки поддерживает?

- Прежде всего люди, которые проявляют собственную инициативу. В регионах созданы центры инвалидного спорта, которые помогают развитию следж-хоккея. Этим центрам делегируются полномочия по развитию параолимпийского, инвалидного спорта, выделяются стипендии на поддержание следж-хоккеистов. А, например, в Петербург мы приехали благодаря тому, что Параолимпийский комитет России, Федерация спорта лиц с ПОДА, фонд «Ладога» и компания «МегаФон» помогли решить организационные и финансовые проблемы. Помимо финансовой мы чувствуем моральную поддержку со стороны и руководства «МегаФона», и других его работников. Оператор участвует в различных акциях, которые помогают популяризации следж-хоккея, оказывает помощь в подготовке следж-хоккеистов к Параолимпийским играм в Сочи.

- В прошлом году ребята выиграли чемпионат мира по следж-хоккею. А какая победа желаннее всего сейчас? Какие планы есть на ближайшее будущее?

- Я придерживаюсь того же мнения, которого придерживаются наши руководители. Это сдержанный оптимизм! После учебно-тренировочного сбора на нашей базе в Алексине 9 апреля мы улетаем на чемпионат мира в Корею, где 13 апреля встречаемся со сборной Кореи. В Петербург мы приехали, чтобы показать, на что способны, чтобы петербуржцы воочию увидели, что такое следж-хоккей. Конечно, нам важно подготовиться к ситуации, когда игра проходит при полных трибунах на большой арене. В этом смысле Ледовый дворец нам помог. Стоит учитывать, что 13 апреля мы будем играть со сборной Кореи в городе Коян, и там полный стадион, скорее всего, будет отрицательно к нам настроен. 14 апреля сборная России встречается со сборной Канады, а 16 апреля – со сборной Италии. Мы встречались с командой Кореи на международном турнире в США в январе этого года, после двух периодов вели со счетом 2:1, но упустили победу в результате ошибок и недостаточного опыта. На основе анализа, который мы уже сделали, и благодаря той работе, которую еще проведем, мы постараемся устранить недостатки, достойно выглядеть на этом чемпионате мира и выиграть у всех наших соперников. Мы не говорим «если», не используем сослагательное наклонение. Мы говорим конкретно: «Нам нужно выиграть в каждом матче, чтобы в подгруппе занять первое место!»

- Каков возраст сейчас у самого взрослого и самого молодого игрока в сборной?

- Самый взрослый в нашей команде Константин Лобанов, ему в декабре будет 40 лет. А самому молодому игроку сборной Николаю Терентьеву всего 16 лет.

- Вообще, существуют ли какие-то ограничения по возрасту для спортсменов?

- С юридической точки зрения, ограничений нет, но есть жизненные ограничения. После 40 лет ребятам очень сложно уже успевать и соответствовать требованиям следж-хоккея на уровне сборной команды. В клубных командах, конечно, можно долго играть и поддерживать спортивный образ жизни, не нарушая спортивный режим.

- Есть ли на сегодняшний день в России детская команда по хоккею-следж?

- Нет. Вместо чиновников, которые, казалось бы, должны способствовать созданию детских команд для спортсменов-инвалидов, этим в регионах занимаются инициативные люди. Хочу подчеркнуть, что и взрослые команды в шести регионах страны созданы не благодаря, а вопреки.